Art-eco.ru : ПРО ЧАЙ

Пить хороший чай — это вид чистейшего счастья!

Перейти к содержанию рубрики Школа чая

Посуда для заваривания чая. Фарфор. История и развитие производства (Тема 28)

Фарфоровая посуда сейчас встречается в каждом доме, а когда-то она была предметом небывалой роскоши – в начале XVIII века китайские вазы продавались практически на вес золота. Для европейских аристократов, недавно открывших для себя китайское искусство, обладание фарфоровой посудой было показателем статуса, положения в обществе. Петр Первый посетил Голландию и вывез оттуда немало китайского фарфора, который предприимчивые голландцы уже давно заказывали по своим образцам. Таким образом мода на фарфор дошла и до России, положив начало русским изысканиями в области керамического производства. Как и бумага, порох, компас и многое другое, фарфор был изобретен в Китае. Историки утверждают, что более 2000 лет назад в Центральном Китае существовали мастерские по изготовлению фарфора. Самым известным центром производства в древнем Китае являлся, да и теперь еще остается, город Цзиндэчжэнь, в провинции Цзянси. Именно там были большие залежи особой глины – каолина, а также полевого шпата, которые входили в состав фарфора.

Чем же так хорош фарфор, что секреты его производства охранялись не менее тщательно, чем военные тайны? Что заставило немецких алхимиков отвлечься от загадок превращения свинца в золото и заняться посудой?

Китайский фарфоровый чайник

Сами качества этого материала восхищали людей. Он тонок, но очень прочен, гладок как стекло, но не так сильно нагревается. Тонкие стенки чашек просвечивают на свету, при легком ударе деревянной палочкой посуда издает тонкий чистый звон. При производстве фарфора используют смесь каолина, кварца, полевого шпата и другие вещества. После тщательного перемешивания из этой смеси отливают или лепят посуду, которая обжигается при температуре от 900 до 1400 градусов, в зависимости от вида изделия.

Образец старинного фарфора
Образец старинного фарфора

Все секреты и тонкости производства китайцы держали в большой тайне, так как фарфор был важным предметом торговли. Европейские миссионеры, ездившие по стране, старались узнать технологию обработки фарфора, но даже по их рисункам и записям мастера никак не могли получить нужный результат. Первые успехи были сделаны в начале XVIII века в Саксонии, где алхимик Иоганн Бетгер, живший при дворе курфюрста Августа Сильного, трудился над превращением свинца в золото. Дело это было государственной важности, так что за ним постоянно следили и требовали результата. Очень скоро Бетгер понял, что золота у него не получится и, чтобы спасти свой авторитет, да и жизнь в придачу, решил заняться не менее ценным материалом – фарфором. В то время дворяне, да и сам Август, тратили огромные суммы на китайский фарфор, так что домашнее производство этих редкостей могло бы сильно поддержать местный бюджет.

После ряда опытов Бетгер, со своим товарищем Чирнгаузом, смог получить фарфор, такой же тонкий и прочный, как китайский, но… красноватого цвета. Это было связано с наличием солей железа в глине. Но и это было успехом, а когда удалось получить белый фарфор, его задача была выполнена. Первое время мастера старались повторить формы китайских ваз, расписывали белую посуду синими цветами, но постепенно стали вырабатывать свой стиль – цветочные гирлянды, букеты.

Фарфор с традиционным синим узором
Фарфор с традиционным синим узором

В это же время в России также решили заняться фарфором и, по указу Петра Первого, основали Невскую порцелиновую (фарфоровую) мануфактуру, впоследствии ставшую Императорским фарфоровым заводом. Был приглашен мастер из Дрездена, но он так и не смог организовать дела, оказавшись некомпетентным. Тогда один из его помощников, русский мастер Виноградов, смог найти подходящий состав и условия обжига, так что в середине 18 века свой фарфор стали делать и в России. В качестве образца брались китайские изделия, расписанные синими узорами по белому полю, но вскоре русские мастера предложили свои варианты декорирования посуды. Так было положено начало известному русскому промыслу в деревне Гжель. Постепенно восточные мотивы с бамбуком и соснами уступили место русским цветам и декоративном орнаменту.

© Алевтина Шарапова, 2009